В Древней Якутии многие увлекались шаманизмом.
На выставке представлены основные шаманские атрибуты.
АТРИБУТЫ ШАМАНА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРЯДОВ

Бубен шамана – его главный советчик, проводник в иные миры.


Во время камлания шаман с помощью бубна может призывать духов-помощников, вводить себя и окружающих в транс, путешествовать в иные миры, а также с помощью шаманского бубна возвращаться оттуда. В древности бубен шамана связывали с его жизненной силой. Для шамана бубен – не просто обечайка, обтянутая кожей, а Крылатый Конь, верный друг, на котором он путешествует по трехмерному миру.

Обычно бубен имеет форму овала. Его делают из кожи лося, лошади или оленя. Поскольку бубен используется в качестве челна, на котором шаман переплывает море в своих путешествиях, на бубне изображается символ твёрдой земли. В центре бубна изображаются восемь двойных линий, которые символизируют опоры, поддерживающие над Морем Землю. Якуты изображают, кроме людей и животных, таинственные знаки, нанесённые чёрной и красной краской.

Бубен для шамана – это живое существо.

На внутренней стороне бубна располагается железная или деревянная вертикальная ручка, с помощью которой шаман держит бубен в левой руке. На горизонтальных прутах или деревянных поперечинах располагается огромное количество звенящего металла, колокольчики, погремушки, железные изображения духов и животных, миниатюрное оружие (лук, стрелы и нож). Каждый предмет выполняет свою роль при подготовке и осуществлении духовного путешествия.

Верхний Мир – это небо, Средний Мир – наше тело, Нижний Мир – земля, связь этих Миров – Тенгри. Шаманские Миры – это Миры сновидений и свободные шаманы могут входить в эти Миры и быть проводниками для других людей.


Повязка сплетенная из черного и белого конского волоса.

В якутской традиции образ сакрального пути, связывающего два пространства – верхний и средний миры, предается через священную нить – тонкую веревку, сплетенную из белого и черного конских волос.

Свет белый – небесный, черный – земной (знак земли), создают единый символ равновесия. Как единое соединение, гармония мужского и женского, Небо – Отца и Земли – Матери.

Это священная нить, сплетенная из белого и черного конского волоса в организации сакрального пространства, несет несколько значений, в т. ч. ограждающее и связующее. В народе она воспринимается как символ почитания, преклонения божествам.

Белый конский волос.

Якуты, как и другие родственные народы, почитают коня. Белая лошадь считается священной, и является прообразом божества АйыыДьөһөгөй – покровителя конного скота.

В народе считают, что белый волос свешенной лошади, обладает магической силой и является обязальным элементом для проведения обряда алгыс (благословение) и арчы ( очищение). Дымокуром или махалкой из конского волоса проводят обряд очищения, а так же силой слова -заклинания, закрепляя магическим жестом-ритуальным дэйбиром из белого конского волоса, проводят благословение. При этом, слово, жест, движение, пение – это составная часть ритуала.