Якутский хомус – древний музыкальный инструмент народов Саха, возраст которого составляет более 5 тысяч лет.
ХОМУС

Хомус отличается характерным «космическим» звуком: он издревле считался инструментом якутских шаманов. Якутский хомус и сегодня сохраняет свое сакральное значение и используется в различных ритуалах. Поэтому, в Якутии это не просто инструмент, а настоящий символ национальной культуры народа Саха.

Старинный инструмент.

Издревле народ уважал и любил кузнецов. Особым уважением и спросом пользовались кузнецы изготавливавшие хомусы. Мы не знаем как выглядели первые хомусы, но непременно говорим, что хомус дошёл до нас через столетия, в основном не претерпевая видоизменения и не теряя своего музыкального звучания. Хомус относится к предметам декоративно-прикладного искусства и является неразрывной частью традиционной музыкальной культуры якутов. Несмотря на простоту наружного оформления, представляет собою продукт высокого изощренного ума и несравненных способностей умелых рук мастеров-кузнецов.

Редкие, имеющиеся в различных музеях хомусы, датируемые XVIII началом XIX отличаются от современных меньшим размером. Уменьшенный размер хомусов находился в прямой зависимости от объема наличия исходного материала, т.е. железа. А железо получали путем выплавки рудоносных камней в самодельных доменных печах. Для чего проделывали длительный, сложный, трудоемкий процесс выплавки железной болванки крицы. Конечные результаты этих стараний не всегда были рентабельным. Несмотря на это, кузнецы-плавильщики старались удовлетворить потребности как можно большего числа людей. В связи с этим возникла проблема экономического распределения полученного железа.

В зависимости от хозяйственной значимости изготовленного инвентаря или предметов разные нужды кузнецы варьировали их размерами. Хомус относился к предметам развлечения и времяпровождения, имел не хозяйственно решающего значения. На его изготовление отпускали меньшее количество железа, что отражалось на уменьшение размера. Маленький размер хомуса создавал помехи в певучести хомуса, а громкость в звучании, как высказано, не обязательно требовалось.

Классический инструмент.

В 90-е годы XX в. в Якутии развитие хомуса обрело высокий уровень: был открыт Музей и Центр хомуса, проводились различные конкурсы, фестивали, международные конгрессы с участием исполнителей и мастеров-изготовителей хомуса. В 1991 г. впервые, на международном конкурсе «Лучший варган мира», победителями были признаны якутские мастера Р.Г.Чемчоев, П.Ф. Осипов, Р.И. Готовцев.в Музее хомуса экспонируются более тысячи предметов, среди них старинные хомусы, хомусы кольцом, двуязычковые, хомусы барельефными оформлениями, хомусы с различными насадками, хомусы на опорах, с гравировками, хомусы из драгоценных металлов и, со вставками из драгоценных и ювелирных камней.

Для якутов игра на хомусе – глубоко личное, камерное действо. Якутские шаманы использовали его для лечения людей и изгнания злых духов. Также этот инструмент нередко сопровождал любовные признания, когда через него выказывались самые сокровенные чувства. Особенно популярен был якутский хомус у женщин – существовал даже особый жанр хомусных песен. После революции интерес к инструменту ослаб, его даже запрещали из-за ассоциаций с шаманизмом, но в последнее время эта народная традиция возрождается. Нередко мастера проводят обучение, где всем желающим рассказывают, как играть на якутском хомусе.

Современный инструмент.

И вот в настоящее время, можно сказать последним изобретением в конструкции хомуса, стал хомус с выемкой, выполненной по форме прикуса зубов хомусиста. Этот инструмент изготавливается индивидуально по заказу. Идея создания и название «Кынаттыыр Хомус» («Окрыляющий Хомус») принадлежит Альбине Михайловне Дегтяревой, руководителю этно-группы «Айархаан». Авторство закреплено Международным патентным бюро «GlobalPatent». По ее эскизу известные мастера Иван Колодезников — УрунУус и Герман Бурцев — КэрэмэнУус изготовили данный хомус. С 2015 года Альбина Дегтярева выступает с эксклюзивным инструментом. Молодые артисты высоко оценили потенциал и удобство данного хомуса, который дает возможность эффективной подачи композиции.

В городе Якутске находится единственный в мире музей хомуса. В нем собрано более 2 тысяч экспонатов, рассказывающем об этом удивительном инструменте.

Среди них индийские, монгольские, тувинские хомусы и многие другие национальные инструменты. Музей бережно хранит духовное наследие различных народов. В нем проходят конференции, лекции, встречи, экскурсии, направленные на сохранение и развитие инструмента.

Якутский хомус занял достойное место в национальной культуре Саха, стал брендом Якутии.