Якутские традиционные украшения - это самые разнообразные по форме, характеру оформления, технике исполнения изделия, изготовленные из серебра, меди и других сплавов.
ЯКУТСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ УКРАШЕНИЯ

Для женщин обязательно ношение якутских украшений. Считается, что раньше полный комплект украшений якутской красавицы весил более шестнадцати килограммов. Серебряное великолепие символизировало благополучие и плодородие.

Сейчас вовсе не обязательно носить все элементы украшений — достаточно акцентировать внимание окружающих на серьгах или же ожерелье, чтобы элегантно и органично.

Начельник — бастынга – это кожаный или металлический обруч, к которому с двух сторон крепятся длинные цепочки-подвески, обрамляющие лицо. Некоторые бастынга также имеют одну или две поперечные перекладины, которые делают их похожими на шлем.

Обязательной частью женского убора был нагрудно-наспинный комплект украшений – илин-кэлинкэбиhэр. Летом его надевали поверх платья-халадай, зимой – поверх шубы.

Убор указывал на социальный статус и материальное положение женщины, чем выше было это положение, тем богаче были украшения. Первый ряд илинкэбиhэр состоит, как правило, из трех элементов – цепочек. Есть мнение, что они символизируют три части человеческой души. Затем следует плоская трапециевидная пластина, к которой крепятся длинные цепочки с подвесками. У замужних женщин в центре илин-кэбиhэр помещался круглый элемент кун, символизирующий солнце.

Полный комплект украшений женщины саха (описание М.М. Носова по материалам захоронений) состоял из следующих предметов. На голове – косоплетка, начельник, серьги, на шее – воротничок, ожерелье, гривна, на груди и спине – нагрудно-наспинное украшение, на руках браслеты и кольцо. Как обязательное условие – пояс с прикрепленными к нему предметами, сумочка для мелких вещичек (пуговиц, ниток и т.п.), игольница, ухочистка, занозница, кисет, трубка, огниво, нарядные рукавички, подвязанные к медной перемычке, пришитой к поясу.

Все предметы костюма передавались по наследству. Вещь, долго бывшая в употреблении, приобретает самостоятельное начало, становится живым. «Живые» вещи, наделенные собственной волей и характером, выступали партнером своего владельца. Считается, что такие вещи обладают некой силой, которая оберегает, охраняет его и является связующим звеном между предками и ныне живущими.

Представление о трехчастном строении мира нашло отражение и в украшениях. Верхний мир – мир небожителей обозначался круглыми бисерными розетками или металлическим кругом – солнце на головных уборах, нагрудных украшениях и поясе. Средний мир – мир людей обозначался через лировидный орнамент в силуэте и декоре украшений, конского убранства и одежды. И Нижний мир – мир духов – через вышивку на обуви на тему «древо жизни», корнями уходящее в землю, отражая зависимость жизни на земле от Нижнего мира.

Руки украшались парными серебряными браслетами и кольцами. Плоские браслеты шириной примерно 5-7 сантиметров декорировались богатой гравировкой и носились поверх платья. Наряду с бастынгой и илин-кэлинкэбиhэр, браслеты являлись частью праздничного убранства, в отличие от сережек и колец, которые носили каждый день.

По представлениям разных народов, в волосах человека заключается средоточие жизни, потому головной убор всегда наделяется особым значением. Он прикрывает волосы и является защитой. Как мы знаем, что с помощью ритуальных действий с волосами можно воздействовать на человека, как в хорошем смысле, так и в плохом. В народном эпосе олоҥхо волосы предстают как символ жизненной силы. Раньше кража и порча головного убора считались большим грехом. Одним из праздничных женских украшений является головной наряд бастыҥа. Его могли носить как замужние женщины, так и девушки. Просто в каждом случае украшение подвергалось изменениям. Например, большая круглая пластина күн в украшении с поводьев бастыҥа девушки перемещался на илинкэбиһэр замужней женщины. Средняя часть цепочек-поводьев бастыҥа на уровне нижнего края грудной клетки соединялась большой круглой пластиной күн, от которой они завершались каскадом подвесок. Күн служит защитой для Ийэ кут, составляющей души человека. Считалось, что с помощью лент цепочек светлые божества – Айыыуправляют жизнью девушки, охраняют до замужества. Бастыҥа в комплекте напоминает военный шлем. Вообще в женских украшениях много общего с доспехами воина, что объясняется одинаковой функцией – защита уязвимых мест, обращенность к небесным покровителям. Дальше уже замужнюю женщину оберегал ритуальный вид одежды – таҥалай сон и украшение илин-кэлинкэбиһэр.

Самым распространенным видом традиционных якутских серег являются серьги с подвесками. Верхняя часть называется иэмэх (изгиб), нижняя часть – түгэх (подвеска). Подвески бывают разные – серьги – грива, в форме ели, лопатообразные, с лировидной подвеской, серьги невесты, с зародышем в подвеске и т.п. В основном имеют лировидную форму и напоминают фигуру женщины в полном наряде. Серьги должны были носить замужние женщины детородного возраста. Внутри, как правило, заключен зародыш в виде свободно закрепленного трепещущего ромбика капельки или фигуры – Айыыһыт и Иэйиэхсит, способствующие размножению и благополучию рода. Состарившись, женщина дарила подвески дочери или младшим сестрам. Иэмэх продолжал служить ей.

Серьги и нагрудные украшения зачастую декорировались коровьим узором (ынахойуу). В мотиве ынахойуу женское начало сливается с образом коровы. Узор ынахойуу символизирует почитание Ынахсытхотун – дарующую жизнь и плодородие. Так, для привлечения богатства и плодородия новорожденной девочке в колыбель клали берестяные фигурки, изображающие коров – туосынахтар, которые также повторяют форму серег с подвесками.

В традиционном нагрудном украшении илин-кэлинкэбиһэр ведущим в декоре являются серцевидный орнамент (сүрэхойуу) и лировидный орнамент (көҕүөр). К гривне подвешивались серебряные цепочки из ажурных пластинок, которые широкими лентами спускались с шейного обруча или с головной повязки, создавая богатый нагрудные и наспинные украшения. Цепочки такого украшения насчитывали по двести и более звеньев и отличались разнообразием рисунка. Гривны с серией цепочек являлись основным и наиболее характерным украшением богатой женщины. Нагрудно-наспинный комплект илин и кэлинкэбиһэр – средство визуализации социальной иерархии. Первый ряд подвесок, обычно лировидной формы, крепится петлей из металла. Количество подвесок в первом ряду почти всегда равно трем, они символизируют три составные части души человека – салгын кут (воздушная), ийэ кут (материнская), буор кут (земляная). Следующим обычно идет большой прямоугольной формы пластина, обильно орнаментированная. С нее свешиваются серии цепочек из ажурных и гравированных звеньев, образуя своеобразный щит на груди женщины. А далее идет четкая статусная градация – вариант незамужней символически менее загружен, это не отчет о прожитой жизни, а своего рода программа судьбы, благопожелание на выполнение женского предназначения. Соответственно подбираются такие символы, которые имею значение благословения на рост, процветание, чаще это растительные орнаменты. Вариант украшения замужней, рожавшей женщины утяжелен еще одним рядом, это пластина күн (солнце), которая бывает самых разнообразных форм. Завершает украшение серия подвесок разнообразной формы, венчающих каждый ряд цепочек. Эта массивная конструкция уравновешивается со спины частью комплекта кэлинкэбиһэр – узкая длинная серия цепочек до 90 см., закрывающая позвоночник и служит защитой девяти уязвимых зон – ойбон (проруби) на спине человека. Такие зоны обязательно бывают обозначены и защищены в шаманских костюмах.

Основная функция пояса в ритуале – включение человека в окружающее пространство, признак социального статуса. Отсутствие пояса – признак принадлежности к подземному миру. В ритуалах общения с духами пояс снимался. Он обозначает границу между сакральным верхом и материально-телесным низом (сексуальная сила, деторождение, плодородие). Узел (пряжка) как способ соединения частей контролирует вход и выход в иные миры, а завязывание и развязывание обозначает начало и конец общения. Нарядный пояс-кур в торжественных случаях носили и мужчины и женщины. Металлические детали, медные, латунные или серебряные, орнаментировались чаще растительным мотивом – трилистник, обозначающим благопожелание на рост, процветание. На ремне размещались узор-корова с зародышем внутри, астральный знак солнце, а также различные варианты креста. Женщины к парадным костюмам привешивали украшенную серебряными бляшечками сумочку, серебряные щипчики и ухочистку, игольник. Курящие также носили трубку и огниво, украшенное серебром.

По представлениям разных народов, в волосах человека заключается средоточие жизни, потому головной убор всегда наделяется особым значением. Он прикрывает волосы и является защитой. Как мы знаем, что с помощью ритуальных действий с волосами можно воздействовать на человека, как в хорошем смысле, так и в плохом. В народном эпосе олоҥхо волосы предстают как символ жизненной силы. Раньше кража и порча головного убора считались большим грехом. Одним из праздничных женских украшений является головной наряд бастыҥа. Его могли носить как замужние женщины, так и девушки. Просто в каждом случае украшение подвергалось изменениям. Например, большая круглая пластина күн в украшении с поводьев бастыҥа девушки перемещался на илинкэбиһэр замужней женщины. Средняя часть цепочек-поводьев бастыҥа на уровне нижнего края грудной клетки соединялась большой круглой пластиной күн, от которой они завершались каскадом подвесок. Күн служит защитой для Ийэ кут, составляющей души человека. Считалось, что с помощью лент цепочек светлые божества – Айыыуправляют жизнью девушки, охраняют до замужества. Бастыҥа в комплекте напоминает военный шлем. Вообще в женских украшениях много общего с доспехами воина, что объясняется одинаковой функцией – защита уязвимых мест, обращенность к небесным покровителям. Дальше уже замужнюю женщину оберегал ритуальный вид одежды – таҥалай сон и украшение илин-кэлинкэбиһэр.

Самым распространенным видом традиционных якутских серег являются серьги с подвесками. Верхняя часть называется иэмэх (изгиб), нижняя часть – түгэх (подвеска). Подвески бывают разные – серьги – грива, в форме ели, лопатообразные, с лировидной подвеской, серьги невесты, с зародышем в подвеске и т.п. В основном имеют лировидную форму и напоминают фигуру женщины в полном наряде. Серьги должны были носить замужние женщины детородного возраста. Внутри, как правило, заключен зародыш в виде свободно закрепленного трепещущего ромбика капельки или фигуры – Айыыһыт и Иэйиэхсит, способствующие размножению и благополучию рода. Состарившись, женщина дарила подвески дочери или младшим сестрам. Иэмэх продолжал служить ей.

Серьги и нагрудные украшения зачастую декорировались коровьим узором (ынахойуу). В мотиве ынахойуу женское начало сливается с образом коровы. Узор ынахойуу символизирует почитание Ынахсытхотун – дарующую жизнь и плодородие. Так, для привлечения богатства и плодородия новорожденной девочке в колыбель клали берестяные фигурки, изображающие коров – туосынахтар, которые также повторяют форму серег с подвесками.

В традиционном нагрудном украшении илин-кэлинкэбиһэр ведущим в декоре являются серцевидный орнамент (сүрэхойуу) и лировидный орнамент (көҕүөр). К гривне подвешивались серебряные цепочки из ажурных пластинок, которые широкими лентами спускались с шейного обруча или с головной повязки, создавая богатый нагрудные и наспинные украшения. Цепочки такого украшения насчитывали по двести и более звеньев и отличались разнообразием рисунка. Гривны с серией цепочек являлись основным и наиболее характерным украшением богатой женщины. Нагрудно-наспинный комплект илин и кэлинкэбиһэр – средство визуализации социальной иерархии. Первый ряд подвесок, обычно лировидной формы, крепится петлей из металла. Количество подвесок в первом ряду почти всегда равно трем, они символизируют три составные части души человека – салгын кут (воздушная), ийэ кут (материнская), буор кут (земляная). Следующим обычно идет большой прямоугольной формы пластина, обильно орнаментированная. С нее свешиваются серии цепочек из ажурных и гравированных звеньев, образуя своеобразный щит на груди женщины. А далее идет четкая статусная градация – вариант незамужней символически менее загружен, это не отчет о прожитой жизни, а своего рода программа судьбы, благопожелание на выполнение женского предназначения. Соответственно подбираются такие символы, которые имею значение благословения на рост, процветание, чаще это растительные орнаменты. Вариант украшения замужней, рожавшей женщины утяжелен еще одним рядом, это пластина күн (солнце), которая бывает самых разнообразных форм. Завершает украшение серия подвесок разнообразной формы, венчающих каждый ряд цепочек. Эта массивная конструкция уравновешивается со спины частью комплекта кэлинкэбиһэр – узкая длинная серия цепочек до 90 см., закрывающая позвоночник и служит защитой девяти уязвимых зон – ойбон (проруби) на спине человека. Такие зоны обязательно бывают обозначены и защищены в шаманских костюмах.

Основная функция пояса в ритуале – включение человека в окружающее пространство, признак социального статуса. Отсутствие пояса – признак принадлежности к подземному миру. В ритуалах общения с духами пояс снимался. Он обозначает границу между сакральным верхом и материально-телесным низом (сексуальная сила, деторождение, плодородие). Узел (пряжка) как способ соединения частей контролирует вход и выход в иные миры, а завязывание и развязывание обозначает начало и конец общения. Нарядный пояс-кур в торжественных случаях носили и мужчины и женщины. Металлические детали, медные, латунные или серебряные, орнаментировались чаще растительным мотивом – трилистник, обозначающим благопожелание на рост, процветание. На ремне размещались узор-корова с зародышем внутри, астральный знак солнце, а также различные варианты креста. Женщины к парадным костюмам привешивали украшенную серебряными бляшечками сумочку, серебряные щипчики и ухочистку, игольник. Курящие также носили трубку и огниво, украшенное серебром.