Неотъемлемой частью многовековой культуры народа Саха является национальный костюм.
Якутские зимние костюмы создавались специально для сложных климатических условий Севера и обеспечивали защиту от суровых морозов.

В женском костюме девушка выходила замуж. Свадьбы обычно устраивали после уборки урожая, когда уже выпадал снег. Шили сразу большого размера «на вырост» процесс мог занять несколько лет. Украшали ручной вышивкой, расшивали бисером. Собирались по несколько женщин и во время шитья рассказывали друг другу новости, делились опытом, обучали молодых мастериц. Верхняя одежда была с ярко выраженными орнаментами, украшениями и элементами. Костюм национальный якутский того времени создавался из меха разношерстных животных, грубого сукна и шелка, кожи.

В XVIII веке зимний костюм зажиточных якутов, состоял из большого количества предметов. Особенно утепляли голову, плечевой пояс, поясницу и конечности.

Можно увидеть, как история отражена в национальной одежде. Обогащенный традициями русского искусства растительный орнамент в декоре якутов олицетворяет в себе культ плодородия и трансформируется в символы. то в дерево, то в богиню Арбы Айыык, связанную с продолжением рода и племени, то в богиню покровительницу рогатого скота. Спереди на женском костюме расположен солнечный круг из серебра, выполняющий функцию оберега и олицетворяющий образ светлого верховного божества УрюАйы Тойона, проживающего на 9 небе. На спинке женского пальто металлические подвески, так называемые вожжи, с помощью которых небожители управляли судьбами людей. Головной убор обязательно напоминает по своей форме шлем, изготавливался из натурального меха и закрывал от морозов уши, скулы и немного подбородочную зону. На конце такой якутской шапки обычно красовались полная луна или солнце, что также знаменовало продолжение рода.

Национальный костюм народа Саха, это достижение его духовной культуры. Жизнь в вечной мерзлоте проходит в постоянной борьбе за выживание, но стремление народа к прекрасному неизменно.

Описание мужского якутского национальногокостюмаXVIII века.

Это выходной камзол, «Хомуьуол сон», который одевают по праздникам. Крой создан так, что правая сторона закрывается левым бортом спереди. Между застежками имеется овальные вырезы, снизу вырезы на боковой части. Комзол сшит из черного драпа, дополнен мехом бобра, украшен вышивкой с орнаментом. Пояс кожаный с серебряными вставками. Зимняя шапка «Бобуонньук» из меха бобра с серебряным диском спереди. Торбоза «Саары».Рукавицы из меха бобра.

Описание женского якутского национального костюмаXVIII века«Бууктаах сон»

Пальто украшено богатой ручной вышивкой, на поясе вышивка бисероми серебряными украшениями. Рукавицы «Уостаахутулук» с вышитым орнаментом. Шапка «Дьабака» символ роженицы женщины, матери. Сшита их меха бобра также украшена вышивкой. Торбоза «Туьахталаахэтэрбэс».Украшения «Илинкэбиьэр». Защита на лоб и уши «Бастын'асууьунньук» с орнаментом. На лицо шарф «Туоьунньук» с орнаментом и оторочкой из меха. Изделие выполнено из чёрного драпа и меха бобра. Все украшения изготавливаются из серебра, что помогает в защите от злых духов. Пальто символизирует серединный мир, сзади расположен символ мифического дерева жизни «АалЛуукМас» и символ двух лошадей бога «ДьоьогойАйыы» - трудовых людей северного народа.

Верхняя одежда в сочетании с высокой меховой шапкой дьабака и металлическими украшениями является парадным костюмом якутской женщины. По описанию очевидцев (этнографов, путешественников и др.) полный комплект наряда якутки выглядел следующим образом: «Шуба из красного кармазинового сукна, снабженная вокруг опушкой из бобра шириной в ладонь, отделанная наряду с этим обшивкой из затканной золотыми нитями парчи, между ней и бобровой опушкой в том же направлении идет почти в два пальца шириной отделка из листового серебра. Шубы опоясываются серебряным поясом шириной в три пальца. Изнутри шуба подбита белкой. На шее и на груди носят серебряные кольца, на руках серебряные браслеты, на пальцах восемь-девять серебряных колец. С задней стороны грудных колец через оба плеча до пояса поверх ниспадают серебряное украшение илинкэбиһэр шириной в четыре пальца, с затылка до конца спины свисает украшение кэлинкэбиһэр шириной в ладонь. В каждом ухе носят по три-четыре большие серебряные серьги. Шапка шита золотом, спереди имеет опушку из шкуры росомахи, с затылка широкую опушку из бобровой шкуры, внутренняя подкладка из беличьих шкур и украшение спереди с большой серебряной круглой бляхой. Поверх этого сон зимой носили доху из горностаев, тарбаганьих шкур или белого пыжика. Рубашка сшита из красной китайской шелковой материи. Лука сзади и спереди у седла их коня сплошь покрыта серебром. Чепраки, покрывающие круп лошади, кычымы, свисающие по обе стороны седла, удила и недоуздки отделаны толстыми серебряными украшениями».