Употребление пищи, – питья и еды, является весьма значимым символическим обрядом, имеющим прежде сакральное, нежели практическое значение.
БЫТОВАЯ УТВАРЬ

Матаарчах - сосуд в форме усеченного конуса для хранения молочныхпродуктов, например, сметаны.

Кытыйа – деревянная орнаментированная чаша средних размеров.Емкость от 2 до 4 литров, иногда снабжена серебряным или медным ободкам, с подвесками. Ее вырезали из цельного куска дерева и украшали орнаментом. Это деревянные чаши разных размеров.Служит посудой для пищи: супов, мяса, каши, ухи, кремов,хайека с приправой.

Хамыйах - большая ложка(из берёзы или лиственницы);деревянный черпак, половник, деревянная поварёшка; сүөгэй ха-мыйаҕа деревянная ложка дляснятия сливок.

Портсигар. Выполнен из дерева,служил для хранения табакаи сигарет.

ПОСУДА

Для изготовления деревянной утвари использовали многие виды древесины. Заготовку очищенное от коры ровное полено без сучков, выдерживали несколько летних месяцев в болоте. После того как посуду вырезали, ее долго вываривали в настое лиственной коры, в результате чего мелкие неровности сглаживались, выщелачивались вещества, вызывающие гниение, изделие приобретало красноватый оттенок. Для равномерного высыхания и предотвращения трещин на дне просверливали небольшое отверстие, которое позже заделывалось деревянным чопиком или серой. Орнамент выполняли ножами со специальным лезвием. Чаши, ложки, кубки всевозможной формы и величины, коробки и ящики в основном делались из березы.

Береза считается «барыней-деревом», а ее «щетка» (нарост корневища) – высшим по красоте образцом древесного материала. Из «щетки» якуты вырезали изящные табакерки, женские рабочие коробки, ящики для хранения чая, черенки к ножам, трубки. Часть предметов домашней утвари вырезали из плотной, тяжелой и твердой лиственницы. Из старых пней – ступки, большие лотки, из древесных наплывов – громадные чаши и тарелки диаметром до 80-90 см. нижнюю часть ствола брали для изготовления кытыйа.

Конструктивно предметы повторяли трапециевидную форму балаҕан – символа Срединного мира, устремленного к небу. Такой же модели соответствовали ансамбль конского убранства – чепраки и кычым, женское седло, а также женский костюм. Все орнаменты и узоры высеченные на предметах утвари имеют сакральный смысл. Они благословляют на то, чтобы эта посуда никогда не пустовала и чтобы у хозяев на столе всегда была еда.

Суровые, жесткие условия жизни научили якутов беречься, защищаться, отгораживаться от напастей. На рукояти ритуальных ковшей, ложек (хамыйах), которыми на празднике ыһыах в чороны разливают кумыс, раньше часто изображали фигуру белого шамана, служившую знаком «охраны священного напитка от неведомых злых сил».